Оценка качества постдипломного образования педагогов

Кафедра СПИ СПб АППО проводит регулярные  мониторинговые исследования качества предоставляемых Академией услуг на основе анкеты, включающей 25-30 вопросов различного типа и характера. Результаты предоставляются руководству СПБ АППО, а также руководителям структурных подразделений один раз в год, а также по специальным запросам.

До 2012 года анкетирование слушателей проводилось на основе бумажных анкет и носило выборочный характер (1-2 группы от подразделения в год). Начиная с 2012 года академия перешла на систему on-line анкетирования, анкета постоянно размещена на сайте академии в разделе «Учебная деятельность».

При проведении опросов слушателей, окончивших курсы, мы исследуем  наиболее существенные показатели, характеризующие качество результата и процесса обучения в СПБ АППО.  Эти показатели включают такие аспекты, как:

  • оценка новизны содержания обучения;
  • организация и условия обучения;
  • система межличностных отношений;
  • основной результат обучения (самооценка уровня «приращения» знаний и умений слушателя);
  • практическая значимость полученных знаний;
  • престиж учреждения повышения квалификации;
  • удовлетворенность обучением в целом;
  • удовлетворенность бытовыми условиями.

По данным показателям строятся как частные  индексы качества по каждому аспекту, так и сводный интегральный индекс, по которому ранжируются подразделения СПБ АППО.

Все частные индексы, так и интегральный индекс варьируются от –5 (все респонденты выразили совершенно негативное отношение) до +5 (все дали максимально положительную оценку).

Результаты опросов предоставляются руководителям подразделений в виде таблиц Excel с данными по всем показателям, сравнениями с нормами и вычисленными индексами.

Для корректировки программы развития академии ежегодно формируются общие сводные отчеты по академии, которые анализируются ректоратом и Ученым советом.

Пример годового отчета за 2014 год  приведен ниже: это краткая аналитическая справка и сводные таблицы результатов мониторинга (в приведенных таблицах мы оставили  только модельные результаты по одной кафедре, поскольку все реальные результаты конфиденциальны).

Основные положения нашей методологии оценки качества постдипломного педагогического образования отражены в изданном коллективном пособии «Мониторинг качества постдипломного педагогического образования: социологический анализ».

Многие годы мы сотрудничали с другими регионами России, проводя мониторинг качества в региональных институтах повышения квалификации работников образования.

Для того, чтобы более детально проанализировать потребности в повышении квалификации и ожидания педагогов кафедра предлагает инструментарий для специального  исследования потребностей педагогов и их отношения к деятельности учреждений повышения квалификации. Также разработан инструментарий для оценки удовлетворенности сотрудников УДПО. Проведенные на основе этого инструментария в 2015 году исследования дали интересный материал, отраженный в материалах самооценки АППО.

Исследование качества постдипломного педагогического образования является одной из постоянных научных тем кафедры, по которой опубликовано большое количество статей и монографий.

Основные идеи отражены в монографии М. Д.Матюшкиной «Проспективная оценка качества постдипломного педагогического образования».