Социально-педагогическая оценка качества школьного образования

Кафедра много лет разрабатывает инструментарий и проводит комплексную оценку социально-педагогической ситуации в школах города, что выявляет определенные аспекты качества образования: это соответствие образования запросам педагогов, родителей и самих учащихся, удовлетворенность различными результатами и условиями школьного образования, характеристики образовательной среды и существующей  системы взаимоотношений в школе.

Основным методом массового исследования ситуации в городе мы выбрали анкетный опрос педагогов, учащихся и их родителей.

Комплексный мониторинг в школе включает в себя как правило опросы по стандартным разработанным нами анкетам следующих групп респондентов:

  • педагогические работники школы;
  • родители учеников 4-го класса;
  • родители учеников 9-го класса;
  • родители учеников 11-го класса;
  • ученики 9-го класса;
  • ученики 11-го класса.

В чем специфика социально-педагогических мониторингов? Главным образом – в том, что это не инструмент «жесткого управления», основанный на открытых объективных данных, а инструмент исследования, выявления проблем, уникальных черт, потенциальных точек роста качества в каждой школе.

Социально-педагогический мониторинг нужен для самооценки ситуации в школе и проектирования или корректировки программы ее развития.

Кафедра проводит комплексные социально-педагогические исследования школ в ходе реализации  образовательной программы «Организация мониторинга системы образования: вопросы качества образования». При этом исследование в каждой школе проводит школьная команда в ходе обучения на курсах повышения квалификации. По результатам исследования школьная команда формирует аналитический отчет по ситуации в своей школе, сравнивая показатели своей школы с общегородскими «ситуативными нормами» (эти нормы и методику компьютерной обработки данный предоставляет кафедра).  Наиболее активные школы готовят публикации по результатам своего исследования (см. Сборник интернет-конференции)

Кафедра же обобщает данные по городу и формирует аналитический отчет о ситуации в городе и ее динамике.

Так, например, аналитический отчет за 2014 год включал краткую аналитическую записку и сводные таблицы результатов мониторинга по всем группам респондентов.

Кроме того, кафедра может разработать по запросу руководства ОУ, района или региона специальный инструментарий и провести уникальное исследование. Так, например, в 2012 г. по заказу администрации города Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа было организовано и проведено специальное исследование (С.Г.Вершловский и М.Д.Матюшкина), результаты которого позволили обрисовать своеобразный портрет школьного образования этого города, обладающего своей спецификой. Аналитический отчет, представленный здесь, демонстрирует возможности проведения такого исследования «под ключ».