Социальный портрет педагогов СПб

Идея лонгитюдного исследования «Петербургский учитель» витает в воздухе уже не менее 10 лет.

Мы неоднократно слышали устные заявления на уровне руководителей образования федерального и регионального уровней о том, что «наверху» не хватает объективной информации о состоянии наших педагогических кадров. Судя по формальным показателям – образование, квалификационная категория – ситуация хорошая и все улучшается. С другой стороны, мы знаем, каков демографический состав современного учительства – он внушает большие опасения.

Каковы социальные и профессионально-личностные характеристики учительства, каково самочувствие учителя, его ожидания, ценности? Каковы его главные компетенции – коммуникативная, социальная, информационная, проектировочная и другие? Какие методы работы и технологии он предпочитает? Как он относится к инновациям, компьютерным технологиям, интернету? Как он строит свои взаимоотношения с учениками, с коллегами, с родителями? Как все перечисленные важнейшие характеристики меняются на протяжении последних лет?

К сожалению, традиция массовых социологических исследований учительства, проявленная в работах, посвященных петербургскому учительству 90-х годов (С.Г.Вершловский, Е.Э.Смирнова, В.В.Тумалев, В.Ф.Курлов) в нулевых годах не нашла поддержки со стороны руководства образованием города. В СПб АППО проводились отдельные локальные исследования, например, в 2009 году под руководством С.Г.Вершловского было проведено по оригинальному анкетному инструментарию составление социального портрета учителей кадетских корпусов.

В рамках работы кафедры педагогики и андрагогики СПб АППО были обобщены данные исследований 90-х годов, а также данные исследования «Портрет нового учителя для нашей новой школы», проведенного в 2010 году Санкт-Петербургским социологическим научно-исследовательским центром. В частности, интересные аналитические материалы представлены заведующим кафедрой педагогики и андрагогики доктором пед. наук профессором  А.Н.Шевелевым в статье «Тенденции исторического развития петербургского учительства в период 1990 – 2010 гг.» в историко-педагогическом журнале (см. публикацию в №1 за 2011 г. и продолжение в №2 за 2011 г.).

Исследования социально-профессиональных качеств современного российского учителя проводились в Институте педагогического образования РАО. Результаты представлялись в различных публикациях, среди которых мы рекомендуем статью доктора пед. наук профессора И.И.Соколовой «Социально-профессиональный портрет учителя».

Однако хотелось бы, чтобы СПб АППО проводило собственные регулярные исследования по такому значимому направлению, как анализ тенденций развития петербургского учительства. Нами в 2011 году был разработан анкетный инструментарий для подобного исследования, который обсуждался с педагогами города (см. проект анкеты).  Мы надеемся, что сумеем найти заинтересованных заказчиков для организации регулярных исследований  «Петербургский учитель».

30.07.2015 вышло распоряжение Комитета по образованию № 3694-р «О региональных исследованиях качества образования», в котором определены приоритетные  региональные мониторинги. В их число включен мониторинг «Петербургский учитель: вчера, сегодня, завтра», который будет проводиться 1 раз в три года, начиная с 2016 года.